Где у Миши глазки? А где у Миши носик? Ой какой ты молодец, все показал! – уже в самом раннем детстве благодаря таким простым разговорам ребенок узнает себя. И это не просто какие-то бессмысленные фразы от взрослого – это мощнейший инструмент, помогающий ребенку понять границы своего тела. Сначала ребенок учится чувствовать, где его нос, потом, где нога, а потом учится ходить и ощущать свое тело, что помогает ему не ударяться о предметы и преодолевать препятствия. Знание своего тела служит основой формирования пространственных представлений у ребенка раннего возраста.
Чтобы ребенок учился ориентироваться в пространстве, нужно вслух называть местоположение вещей: попросить открыть левый ящик, взять тарелку, которая стоит справа, пнуть мяч левой ногой. А еще важен сенсорный опыт – чем больше органов чувств задействовано во время игры и выполнений упражнения, тем быстрее ребенок научится ориентироваться. Даже во время игры в мяч задействовано несколько органов чувств: зрение, осязание, слух: ребенок видит мяч, слышит товарищей, пытается отбить мячик его свои телом.
Очень важно научить ребенка безошибочно определять «лево» и «право» в дошкольном возрасте, так как от формирования пространственных представлений во многом зависит, как будет протекать обучение чтению и письму, а также решение математических задач в школе.
Поэтому на занятиях физкультурой мы уделяем особое внимание развитию способности ориентироваться в пространстве. Используем полосы препятствий, мосты перекладины. Сегодня хотим поделиться просто ВАУ игрой, которую придумала воспитатель старшей группы Нелли: один из детей является «навигатором» и говорит «кораблю» (это ребенок с завязанными глазами) как нужно проходить полосу препятствий. Так «навигатор» учится оценивать расстояние, помогать другу, формулировать инструкцию. А «корабль» может полагаться только на свой сенсорный опыт, учится слышать инструкцию, доверять, чувствовать свое тело. С этого начинается подготовка к школе.